Диоксид циркония

Диоксид циркония

Карла Грубер

В этой статье освещается протезирование фронтальных зубов верхней челюсти 13 по 23 в виде отдельных коронок с каркасами из диоксида циркония. Во многих публикациях о диоксиде циркония отсутствуют эмоции, которые сопровождают применение этого материала. Часто можно прочитать о невероятной прочности этого белого материала для каркасов и о точном воспроизведении цвета. Но как выглядит технология работы с этим материалом? Именно на этом хотела бы остановиться Карла Грубер, поскольку, по ее мнению, этот аспект часто остается за скобками. Как раз тот факт, что при изготовлении каркасов из диоксида циркония отпадают установка литников, паковка, литье и обработка, все рабочие этапы, таящие в себе много опасностей, связан с эффектом субъективности, на который нельзя не обращать внимания: больше удовольствия от работы. Если соединить этот материал для каркасов с правильной облицовочной керамикой, эта облицовка превратится в эмоциональное событие.

Ключевые понятия: отдельные коронки из диоксида циркония, процесс копирования методом фрезерования, восковая модель, облицовочная керамика для диоксида циркония

Колпачки из диоксида циркония выходят теплыми из печи для спекания. Для меня это одно из прекраснейших достижений этого материала и связанной с этим техники. Диоксид циркония - приятный материал, поскольку я могу сконцентрироваться на вещах, которые действительно доставляют мне удовольствие: прекрасное с точки зрения функциональности протезирование и эстетические облицовки.

Заказ

Пациент хотел сделать коронки из диоксида циркония на фронтальные зубы, имевшие много пломб. Его ожидания от этого были связаны с максимумом эстетики и долговечностью протезов.

Первый контакт

За полгода до срока препарирования пациент пришел к нам в лабораторию для определения цвета и документирования ситуации в полости рта. Мы задокументировали много наших случаев с помощью цифровой камеры (илл. 1-3).
Уже после приветствия и последующего разговора в нас появляется чувство, которое вам, конечно, знакомо: для этого человека мы хотели бы сделать все возможное, поскольку он оказывает доверие нам, нашему умению и знаниям.


1. Исходная ситуация в полости рта с фронтальной стороны ….
2. … и сбоку

3. Определение цвета зубов 12 до 22, цвет А3/расцветка VITA, боковые зубы - А3.5

4. Основа успеха: отлично подготовленная слепочная ложка для слепка с использованием эластомера (Impregum)

Команда врачей - счастливый случай

К счастью среди наших клиентов был врач-стоматолог и его команда, которые понимали свою профессию как призвание и предоставляли в наше распоряжение соответствующую рабочую документацию (илл. 4 и 5).
Ниже я точно зафиксирую для вас дальнейший процесс.


5. Сартикулированные ситуационные модели
6. Ситуация после укладки нити. Готово для слепка

Временной процесс лечения и изготовления коронок из диоксида циркония

После препарирования шести фронтальных зубов с 13 до 23 был сделан слепок. Во время визита мы задокументировали с помощью цифровой камеры наложение ретракционной нити и установку лицевой дуги (илл. 6 и 7). Важнейший и решающий для последующего протезирования этап удался: отличное препарирование и два слепка с использованием эластомера (Impregum) с четко воспроизведенными препарационными границами, на основе которых возможно изготовить отличные модели.



7. Пациент с установленной лицевой дугой
8. Отлитый зубной ряд

Подготовка мастер-модели

В последующие дни слепки были отлиты, изготовлена разборная модель, открыты препарационные границы, а также изготовлена десневая маска. Изготовление модели и артикулирование ситуационных и мастер-моделей длилось в три раза дольше чем обычно, поскольку мы подробно документировали каждый шаг (илл. 8-10).


9. Модель верхней челюсти с правильной позицией переносится с помощью лицевой дуги в индивидуальный артикулятор
10. Модели устанавливаются посредством центрованного регистрата

Восковая модель

Пациент не желал особых изменений исходной ситуации, поэтому мы следили за тем, чтобы максимально сохранить форму естественных фронтальных зубов. Поскольку от природы позиция зубов была несколько протрудированной, мы установили их несколько более вертикально (илл. 11 и 12).


11. Восковая модель с фронтальной стороны
12. Вид восковой модели сбоку

Изготовление колпачков из диоксида циркония

Затем мы изготавливаем над восковой моделью силиконовый ключ. С помощью этого ключа мы смоделировали пластмассовые колпачки, поскольку таким образом возможно гарантировать, что керамика позже будет иметь равномерную толщину слоя (илл. 13).
Перед моделированием колпачков-каркасов штампики блокируются воском (илл. 14). Моделирование и последующая светополимеризация шести колпачков при некоторой тренировке удаются примерно за час. Затем колпачки вклеиваются в индивидуальную пластмассовую рамку и начинается процесс фрезерования (илл. 15 - 21).
По моему мнению, Энрико Штегер, представивший на рынке свою простую копировальную фрезерную установку, сделал большое дело как раз для более маленьких лабораторий, поскольку установка позволяет относительно быстро и просто изготавливать каркасы и мостовидные протезы из диоксида циркония. К тому же применение этой установки делает обозримыми финансовые затраты, а ценные результаты остаются в лаборатории.
Мануальное сканирование и параллельное фрезерование блока диоксида циркония очень похоже на моделирование и занимает не больше времени. После того как колпачки-каркасы были полностью отфрезерованы, они сепарируются алмазным диском, затем твердосплавной фрезой им придается окончательная форма (илл. 22 и 23). В этом состоянии может быть также припасована и изменена толщина стенки.
Всякий раз я испытываю восхищение, когда держу в руках увеличенные примерно на 25% каркасы. Процесс усадки (спекание) осуществляется в печи для спекания в течение примерно 12 часов при температуре 1500° С. В результате получаются очень уплотненные и очень прочные колпачки-каркасы (илл. 24).


13. Силиконовый ключ для контроля наличия места
14. Блокирование моделей


15. Моделирование колпачков
16. Смоделированные пластмассовые колпачки


17. Отдельный пластмассовый колпачок с базальной стороны
18. Смоделированные колпачки вклеиваются в пластмассовую рамку…


19. ….и затем вручную сканируются специальным устройством копировальной фрезерной установки
20. Одновременно полученная информация через "клюв аиста" переносится на браунлинг из диоксида циркония (ошибочно часто называется грюнлинг) и согласно этой информации производится фрезерование


21. Готовые отфрезерованные колпачки из диоксида циркония


22. Сепарированные алмазным диском каркасы


23. Не спеченные каркасы имеют размер на 25% больше и сначала должны быть спечены, здесь в сравнении с оригинальной моделью
24. Здесь в сравнении с каркасами, уменьшенными на 25% по окружности за счет усадки

Контроль и обработка каркасов

Для контроля еще теплых колпачков используются микроскоп и водяная турбина. Чтобы сделать видимыми возможные дефекты, мы перепробовали все возможные представленные на рынке вспомогательные средства, от контактного спрея до губной помады. Случайно мы натолкнулись при этом на пудру для текстуры, которая соответствовала всем нашим требованиям. Пудра отличается своей консистенцией, аналогичной крему для обуви, за счет чего она может легко наноситься на гипсовый штампик. Серый цвет превосходно просвечивает через каркас из диоксида циркония. Наилучшим в этом является то, что дефекты остаются видимыми даже под воздействием воды (илл. 25). Я установила, что для контроля каркасов из диоксида циркония требуется не больше времени, чем для контроля металлических каркасов, которые отливались с хорошо отрегулированной паковочной массой (илл. 26 - 28).

25. Контроль спеченных колпачков-каркасов с помощью пудры для текстуры Majesthetik
26. Половина каркасов из диоксида циркония уже проверена


27. Проверенные каркасы на неразборной модели
28. Для контроля наличия места перед нанесением слоев еще раз устанавливается силиконовый ключ

Примерка каркаса и выполнение слепка прикуса

При примерке каркаса контролируются края коронки с точки зрения их точной припасовки. Затем врач делает два восковых прикуса.
Я нахожу рутину целесообразной, и независимо от того, идет ли речь о маленьких или больших конструкциях. Имея стабильную рабочую технологию, можно быть застрахованным от неожиданностей (илл. 29 - 32).


29. Примерка каркасов без эффекта маскировки
30. Подготовка к снятию слепка прикуса



31. Восковой прикус, маркированный Tempbond
32. Слепок прикуса с каркасами из диоксида циркония

Отличное соединение - облицовочная система

Мы приняли хорошее решение при выборе системы облицовочной керамики для каркасов из диоксида циркония. Мы использовали Vintage ZR фирмы Shofu Dental (илл. 33).
Поскольку у нас накопился положительный опыт работы с металлокерамикой Vintage Halo, а также системой композитов Solidex и Ceramage, для нас это не было большим шагом к адекватному продукту фирмы Shofu, когда мы начали заниматься темой "диоксид циркония". Один из первых комплектов мы получили в октябре 2005 года.
Тогда мы сразу изготовили пробы обжига и сделали обжиг пробных коронок. Блестящее исполнение и легкость в использовании, а также рациональная техника нанесения слоев восхитили нас, и мы сделали выбор.
Тайна интенсивной флуоресцентности плечевых и дентинных масс, а также призмообразная структура масс для режущего края и модификаторов с опаловым эффектом, вероятно, заключается в распределении микромелких частиц на основе полевого шпата (илл. 34 и 35).
Чрезвычайно важными были для нас высокие показатели соединения между этой высокотемпературной облицовочной керамикой и каркасом из диоксида циркония, а также предел прочности на изгиб. По нашей информации эти параметры аналогичны показателям систем высокотемпературной металлокерамики.


33. Облицовочная керамика для диоксида циркония Vintage ZR


34. Снимок электронным растровым микроскопом низкотемпературной керамики для диоксида циркония на основе стекла после второго обжига дентина


35. Снимок электронным растровым микроскопом высокотемпературной керамики Vintage ZR после второго обжига дентина свидетельствует о призмообразной структуре этой керамики из диоксида циркония на основе полевого шпата

Подготовка каркасов из циркония

После того, как необлицованные колпачки из диоксида циркония вернулись к нам от врача, была проверена артикуляция и обработаны каркасы. Чтобы подготовить каркасы к облицовке, они были обработаны в пескоструйном аппарате оксидом алюминия (50 µm) под давлением примерно 2 бара, пока поверхность не стала шелковисто-матовой. Затем поверхность должна быть тщательно обработана в пароструйном аппарате, после чего в печи для обжига керамики проводится "корректирующий" обжиг в атмосфере при температуре 1150° С с выдержкой в течение 10 минут.
Эта процедура не вызывает изменений в кристаллической структуре каркасов из диоксида циркония, но ведет к снятию напряжения в "пропитанном кинетической энергией материале" после обработки. В настоящее время многие производители материалов для каркасов из диоксида циркония рекомендуют эту технологию.
Не звонит телефон, нет шума, никто не мешает, прекрасная музыка: чтобы в спокойной обстановке и сконцентрировано наносить слои, этот этап был перенесен на субботу. Первым был нанесен тонкий слой готового к употреблению Opaque Liner цветов А3, А3.5 с добавлением примерно 5% розового модификатора. За счет этого цвет каркаса имеет более теплый цвет.
С помощью изготовленного на восковой модели силиконового ключа слои керамики наносятся на одну коронку за другой. Преимущество этого метода заключается в том, что возможно очень быстро и надежно наносить слои керамики на зуб, избегая неприятных неожиданностей (илл. 36).


36. Одноразовое нанесение опак-лайнера ZR

Нанесение слоев керамики

Сначала в пришеечной области наносится пришеечная масса АС (илл. 37).
После этого обычным способом наносится слой дентина (илл. 38). С вестибулярной стороны выполняется редукция верхней трети режущего края почти до каркаса (илл. 39).
Затем в инцизиальной трети выполняются мамелоны из смеси желтой массы для мамелон (Mamelon Yellow) и ? дентина. Особенно мне нравится устойчивость массы, которая позволяет мне очень точно наносить слои. Чтобы цвет мамелон выглядел более рассеянным, этот слой слегка покрывается смесью ? массы для режущего края с опаловым эффектом и ? дентина. Для создания индивидуального режущего края используются модификаторы с опаловым эффектом White Enamel (White-E), Opal-Transluzent (Opal-T) и модификатор Orange Transluzent /ОТ (илл.40).
В средней зоне зуба выполняется узкий поясок путем нанесения несколько беловатой, "мутной" керамической массы с опаловым эффектом Opal White-E. Чтобы добиться в пришеечной зоне б?льшей транслуцентности, мы используем Cervical-Trans (CT-A). Особенность этой массы заключается в том, что она имеет более низкую точку преобразования стекла и более сильную флуоресцентность чем дентинные массы (илл. 41). Целенаправленное применение флуоресцентных масс в пришеечной зоне ведет к тому, что получается очень естественно выглядящяя структура слоев и коронки. К гладкой, однородной поверхности этой керамики десна буквально прижимается (илл. 61).
Затем на мезиальном и дистальном инцизиальном валиках вырезаются маленькие фасетки (илл. 42).
Слегка голубоватая суперлуцентная масса (SL) с опаловым эффектом создает в инцизиальной зоне светопроводимость, имеющую естественный вид (илл. 43). Затем завершается нанесение слоев с вестибулярной стороны, для чего используются эмаль с опаловым эффектом 58, 59 и Opal Transluzent /OT (илл. 44). После этого нанесенные слои с небной стороны редуцируются (илл. 45).
На этой стадии формируются мамелоны с небной стороны. При этом с мезиальной и дистальной стороны наносится Opal Superluzent, а в пришеечной зоне снова СТ-А (илл. 46). Все нанесенные слои дополняются массой Opal Inzisal 59 и WE (илл. 47). После снятия коронки с модели пришеечные зоны завершаются с помощью СТ-А, а инцизиальные зоны WE (илл. 48).


38. Нанесение дентина рядом с прилегающими восковыми моделями
39. Редукция с вестибулярной стороны


40. Схема нанесения слоев в области мамелон для придания индивидуальных характеристик в области режущего края
41. Индивидуальное нанесение слоев с вестибулярной стороны


42. Редукция мезиальных и дистальных инцизиальных краев
43. Редуцированные зоны восполняются затем суперлуцентом


44. Режущий край завершается нанесением эмали 58, 59 и транспарентной массы с опаловым эффектом
45. Редукция с небной стороны


46. Мамелоны формируются с небной стороны
47. Нанесение всех слоев керамики с небной стороны


48. Готовый, с полностью нанесенными слоями зуб 2 перед первым обжигом

Результат после первого обжига

Напряжение возрастает! Снова и снова волнующий момент. Печь для обжига керамики открывается и представляется результат после первого обжига. При этом проявляются сильные стороны керамики. Этот момент заставляет сильнее биться сердце зубного техника.
После этого проверяются и соответственно корректируются контактные точки, длина и функция зубов. Оставшиеся пять коронок изготавливались тем же способом (илл. 49).


49. Таким образом наносятся слои керамики на одну коронку за другой

Нанесение корректировочных слоев

В этот момент мы делаем лишь небольшие корректировки. В пришеечной зоне еще раз наносится СТ-А, окончательная форма завершается нанесением массы для режущего края с опаловым эффектом и ОТ (илл. 50 и 51).
После обжига всех коронок можно начать обработку. Я признательна курсу Фолькера Броша, что путем системного шлифования могу быстро и надежно придать коронке форму и контурировать ее (илл. 52 и 53).


50. Корректирующее нанесение слоев после первого обжига
51. С аппроксимальной стороны наносится White Enamel, в пришеечной зоне Transpa A


52. Так называемый первый обжиг
53. Вид первого обжига сбоку

Примерка после обжига и финирование в лаборатории

Видно, как все участники волнуются. Я не могу заглянуть в другие, но мое сердце явно стучит. Как это говорится? Наступил час истины.
Приближается и выглядит действительно хорошо! Результат позволяет забыть все мои тревоги вначале. Зубы гармонично вписываются в ситуацию в полости рта (илл. 54).
Для финирования должны быть еще выполнены небольшие корректировки на клыках и затем слегка подчеркнут цвет в интердентальных промежутках.
В нашей лаборатории мы предпочитаем матовый глянец при обжиге, который мы затем полируем механически (илл. 55-60).


54. Примерка в лаборатории после обжига
55. Примерка после глазурования


56. Цельнокерамические коронки на модели после глазурования
57. Коронки с инцизиальной стороны


58. Вид сбоку


59. Вид с инцизиальной стороны, черно-белый снимок


60. Вид сбоку, черно-белый снимок

Временная установка коронок

В кабинете врача при временной установке коронок из диоксида циркония (илл. 61) контролируются аппроксимальные и окклюзионные контакты, а также проверяется функция. Для лучшего понимания я снова противопоставила ситуацию до и после (илл. 62 и 63).


61. Временно зацементированные коронки


62. Для сравнения: до…
63. … и после

Контрольный срок

После недели ношения при повторном визите обнаружилось, что для беспрепятственного движения должна быть слегка вышлифована протрузия, но это не было трагичным.

Если осуществляются все названные выше рабочие этапы, успех гармоничной установки протеза предсказуем. Наша цель - видеть перед собой смеющегося и счастливого пациента.

Итог

Новый материал для каркасов диоксид циркония в соединении с облицовочной керамикой Vintage ZR обеспечивает нам в будущем больше удовлетворения в профессии и уверенности, что могут быть достигнуты респектабельные и, прежде всего, функционирующие результаты. Мы от души говорим многим техникам, утверждая, что облицовка коронок из диоксида циркония является большим достижением для нашей профессии. Работа с материалом доставляет много удовольствия. Но прежде всего реставрации имеют превосходный вид в полости рта пациента (илл. 64 и 65).


64. и 65. Это вызывает эмоции: черно-белые снимки готовой реставрации

В заключение мы хотели бы еще раз выразить благодарность доктору Фоглеру и его команде за отличную документацию и приятное сотрудничество.




 Файл:

       



Возврат к списку

Авторизация

Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов: