Ceramage Рекомендации и приемы.

Ceramage Рекомендации и приемы.

Карла Грубер
Для правильного обращения со всеми материалами необходимо некоторое время для их освоения и опыт. Именно композиты требуют правильного обращения и обработки, а также ухода. Этому способствует хорошее знание материала и соблюдение некоторых правил. Если это будет соблюдаться, с помощью современных композитов возможно добиться результатов при изготовлении реставраций, которые с точки зрения эстетики нисколько не уступают керамическим конструкциям. В ходе своей работы в качестве докладчика и консультанта на различных выставках и курсах Карла Груббер интенсивно занималась композитом Ceramage. Поскольку во время этих мероприятий часто задавались аналогичные вопросы, возникла идея собрать все известные ей вопросы и представляющие интерес знания об указанном композите и передать своим коллегам. В надежде передать кому-либо из коллег хороший прием или дать исчерпывающий ответ на вопрос для повседневной практике.

Моя задача заключается в том, что на курсах или в ходе консультаций показать реальные возможности, открывающиеся при облицовке композитом Ceramage. При этом я не стремлюсь предложить универсальный способ облицовки для подражания, я хотела бы разбудить интерес к комплексной тематике при комбинированных работах. Эта статья, разъясняя основные вопросы, должна указать путь к созданию облицовки и пробудить творчество.
Чтобы лучше ориентироваться в статье, рекомендации и приемы обобщены и приведены в форме часто задаваемых вопросов и пояснений к ним под основными рубриками. При этом последовательно затронуты темы нанесения слоев, т.е. изнутри к внешней стороне. Сначала я касаюсь некоторых основных проблем, связанных с характеристиками материала и его применением, затем перехожу к деталям работы с Ceramage.

Формирование каркаса

  1. Что важно при формировании каркаса для облицовки композитом?
  • Для всех облицовочных систем, например, для облицовки металлических каркасов металлокерамикой, каркасов из диоксида циркония соответствующей керамикой или облицовки композитом, действует одно правило: работать для укрепления каркаса.
  • Каркасы, особенно в области режущего края и в окклюзионной зоне, должны быть закруглены. Необходимо обязательно избегать острых краев! (илл. 1)
  • Выбор ретенционных перлов – они должны быть максимально мелкими, хорошо распределены и видимы. Применение ретенционных микроперлов (O 0,15 мм) фирмы Shofu, которые очень хорошо наносятся, по моему мнению, позволяет максимально сократить потери места при одновременном высоком уровне ретенции. (илл.2)
  • Для сплавов, содержащих драгметаллы, достаточна толщина каркаса в 0,3 мм. Это касается также первичных конструкций, поскольку в этих случаях нельзя без необходимости терять место в пользу эстетики.

Химическое соединение
Наряду с повышением механического соединения невозможно обойтись без химического кондиционирования.

  1. Поэтому возникает вопрос, что можно сделать неправильно при применении системы соединения, как праймер МL.
  • При применении праймера МL следует обязательно избегать излишнего кондиционирования, поскольку в этом случае более не обеспечивается прочное соединение между металлом и композитом.

Другими словами это означает: отвинтить колпачок и нанести праймер МL на облицовываемый каркас прямо из флакона – означает неконтролируемое нанесение и, следовательно, излишнее кондиционирование.
Лучше смочить маленький аппликатор (например, так называемую микрокисточку, которую предлагают различные фирмы, а также аптеки) и целенаправленно нанести праймер. (илл. 3а и 3b)

  • После целенаправленного нанесения праймер необходимо проветрить в течение 10 секунд. Сразу после этого наносится опак.

 


Илл. 1
- Каркасы для облицовок композитом должны быть закруглены в инцизиальной и окклюзионной зонах, следует избегать острых краев. Важен также выбор ретенционных перл.


Илл. 2
- Ретенционные микроперлы фирмы Shofu очень хорошо распределяются. К тому же экономится место приодновременном сохранении ретенционного эффекта.

И относительно опака снова и снова возникают вопросы. Следует учесть некоторые моменты. Далее приведены важнейшие позиции.
2.1 Почему скользит уже отполимеризованный в полимеризационной камере опак    при нанесении слоя дентина?

  • В некоторых полимеризационных камерах, в которых свет направлен только сверху, полимеризуемый объект с нанесенным опаком из-за теневого эффекта должен несколько раз менять позицию относительно источника света, чтобы обеспечить оптимальное отверждение всех зон. (илл.4 и 5)

 



Илл. 3 а/b
Наряду с механической ретенцией нельзя обойтись без химического кондиционирования. Важно, чтобы не наносилось слишком много праймера МL. Чтобы избежать излишнего кондиционирования поверхности, подлежащей соединению, праймер должен целенаправленно наноситься маленьким аппликатором. Уже через 10 секунд проветривания долен наноситься опак.


Илл. 4
- Полимеризационная камера прибора Solidilite EX имеет оптимальную конструкцию. Наряду с двумя мощными налогеновыми излучателями  и четырьмя ультрафиолетовыми лампами холодного цвета глубина полимеризации композитов при кратковременной полимеризации повышается за счет зеркального покрытия камеры. Вращающаяся подставка обеспечивает безтеневое освещение полимеризуемых объектов.

  • Лампы полимеризационной камеры имеют установленный производителями срок службы. Если он превышен, полная полимеризация больше не достигается. (илл.6) Не только печи для обжига керамики, но и камеры для светополимеризации требуют ухода и безупречного функционирования. Например, в приборе Solidilite EX фирмы Shofu галогеновые лампы должны заменяться после каждых 200 часов работы, а неоновые трубки после каждых 1000 часов работы.
  • Если срок годности опака истек, он больше не полимеризуется полностью и не должен использоваться.
  • Чтобы обеспечить соединение между опаком и композитом, каркас с нанесенным опаком нельзя оставлять на ночь. Если нет возможности завершить облицовку, поверхность с нанесенным опаком, подлежащим полимеризации, следует покрыть тонким слоем композита. На следующий день или позже этот слой необходимо почистить средством Ceramage Cleaner и восстановить дисперсионный слой с помощью моделировочной жидкости. (илл. 7) 

 



Илл. 5
- Простые полимеризационные камеры имеют проблему возникновения затененных зон, в которых опак или композит полимеризуются неправильно.
Lichtquelle = источник света
Kompositverblendung = композитная облицовка
Toter Winkel   = мертвый угол


Илл. 6
- Другой важный пункт эффективной полимеризации для прибора является срок службы полимеризационных ламп. Если ваш прибор не оснащен счетчиком рабочих часов как Solidilite EX, можно воспользоваться специальные измерительные устройства.

2.2 Что можно сделать, если при дозировке из шприца опак оказывается слишком твердым, хотя срок его годности еще не истек?

  • В таких случаях можно помочь себе с помощью преопака. Просто примешать небольшое количество к основному цвету опака, который снова станет более эластичным.

Дополнительно к стандартным опакам фирма Shofu включила в ассортимент Ceramage преопак.
2.3 В связи с этим возникает вопрос, для чего используется этот преопак?

  • Преопак – это легко текучий и молочно-мутный опак, который за счет своих свойств затекает под все ретенции и, таким образом, обеспечивает надежное соединение после полимеризации. Лучше всего этот слой опака может сравниться с оксидным обжигом в металлокерамике; он не является покрывающим, но создает прочное соединение. (илл.8а и 8b)

  



Илл. 7
- Чтобы не ослабить соединение между опаком и композитом при длительном перерыве в нанесении слоев, покрытая опаком поверхность должна быть закрыта тонким слоем композита. Позже ее следует почистить, например, используя Ceramage Cleaner, и восстановить дисперсионный слой с помощью моделировочной жидкости.


Илл. 8 - а/b
Преопак Ceramage – это легко текучий и молочно-мутный опак, который затекает даже под мельчайшие ретенционные поверхности и, таким образом, обеспечивается надежное соединение после отверждения. Этот слой опака можно сравнить к оксидным обжигом, поскольку он не является покрывающим, но усиливает соединение.


Илл. 9 - Часто процесс полимеризации используемых масс ускоряется за счет белых пластин для замешивания (высокая степень рефлексии). Черные пластины для замешивания, например,  пластина «Artmix» фирмы Renfert абсорбируют окружающий свет, за счет чего время рабочего состояния увеличивается многократно.

 

 
 
 
Илл. 10 – 15 Почему цвет композитной облицовки не совпадает с цветом гарнитурного зуба для протеза? Каждый производитель гарнитурных зубов интерпретирует нанесение слоев и долю эмали несколько иначе. Некоторые гарнитурные зубы обнаруживают очень выраженную долю эмали, другие применяют транслуцентные массы для режущего края, третьи выделяют четко сформированные мамелоны.

Но возвращаясь к вопросу, следует отметить, что не обязательно применять преопак. Обычный опак очень хорошо наносится на каркас, создается отличное соединение, металл больше не видит.

Работа с массами композита
Светочувствительность масс ведет к тому, что в процессе работы с ними они могут затвердеть.

  1. Чем можно помочь в этом случае или как предотвратить полимеризацию?
  • В принципе, в зависимости от времени года, воздействие света или солнечных лучей и также окружающее тепло укорачивают время рабочего состояния Ceramage и светоотверждаемых композитов в целом. Белые блоки для замешивания способствуют этому процессу. Поэтому рекомендуются черные пластины для замешивания, например, пластина «Artmix» фирмы Renfert. Черный цвет полностью абсорбирует окружающий свет, в результате многократно увеличивается время рабочего состояния. (илл.9)

Соответствие цвета
Наиболее часто задаваемый вопрос:

  1. Почему цвет зуба с облицовкой из Ceramage не совпадает готовыми гарнитурными зубами?

В связи с этим следует отметить, что существует около 30 производителей гарнитурных зубов. Возьмем наиболее известных производителей гарнитурных зубов и примеры  производимых ими зубных рядов: Ivoclar Vivadent (Vivadent DCL), Merz Dental (artegral), Vita Zahnfabrik (Vita Physiodens), Heraeus Kulzer (mondial), Willi Geller (Creapear) и Shofu (Veracia). Ни у одного из этих производителей я не могла найти совпадения цвета А3 (классическая расцветка Vitapan) с образцом конкурентов. При этом я убеждена, что основной цвет, т.е. дентин, у всех производителей очень близок к расцветке. Однако, очевидно, что, каждый производитель интерпретирует нанесение слоев и долю эмали несколько иначе. Некоторые гарнитурные зубы обнаруживают выраженный участок эмали, который выглядит беловатым. У других носителями являются транслуцентные массы для режущего края или видны необычно сформированные мамелоны. (илл. 10 -15) Все эти факторы оказывают влияние на общее восприятие цвета.


4.1 Тем не менее, как добиться основной цели, а именно гармоничного общего вида облицовок и гарнитурных зубов?

  • Для этого следует набросать сценарий, как это иногда происходит в повседневной работе. Зубной техник облицовывает комбинированную работу в цвете А3, используя Ceramage, в соответствии с инструкцией по применению. Затем устанавливаются гарнитурные зубы и обнаруживается, что цвет не совпадает. Но почему? На гарнитуре однозначно указан цвет А3 и облицовка была добросовестно выполнена в цвете А3. В этом случае, чтобы добиться успеха, должны понять несколько факторов.

 


Илл. 16
- Если цвет композитной облицовки резко отличается от цвета гарнитурного зуба, существует возможность привести в соответствие эти цвета с помощью небольшого количества более темной или более светлой эмали. Например, на зубе 11 показатель яркости был повышен за счет эмали 58.


Илл. 17
- Напротив, с помощью эмали 60 возможно понизить показатель яркости.

 


 
Илл. 18 – 19
 А что, если был заказан неправильный цвет? Гарнитурный зуб цвета А3, например, может быть превращен в цвет группы В с помощью транслуцентной массы СТ-В или в цвет группы С с помощью транспарентной серой массы.

Анализ

  • Проверьте, сколько места есть для облицовки.
  • Проверьте, соответствует ли цвет гарнитурного зуба расцветке.
  • Проанализируйте структуру нанесения слоев в гарнитурном зубе.
  • Прежде всего оцените долю эмали в гарнитурном зубе.
  • Является ли она, например, транслуцентной или беловатой? Определите цвет гарнитурного зуба.

Нанесение слоев:

  • Уже при облицовке возьмите соответствующий гарнитур зубов. Отделите от гарнитура один зуб, поскольку цветной, в большинстве случаев красный воск влияет на восприятие цвета зуба.
  • В зависимости от производителя, иногда рекомендуется выбрать гарнитур зубов более светлого или более темного цвета.
  • Если у меня создалось впечатление, что зона эмали гарнитурного зуба выглядит «более беловатой» или «более транслуцентной, я рекомендую использовать эмаль Ceramage на один или даже два тона светлее или темнее. На илл. 11 показатель яркости зуба 11 был повышен путем нанесения эмали 58. Напротив, на илл. 17 показатель яркости зуба 11 был понижен путем нанесения эмали 60.
  • Гарнитурный зуб цвета А3, например, можно превратить в цвет группы В с помощью транслуцентной массы СТ-В (илл. 18) или в цвет группы С с помощью транспарентной серой массы.(илл. 19)
  • При обработке очень транслуцентных гарнитурных зубов лучше совсем отказаться от масс для режущего края и вместо этого использовать транслуцентные массы.
  • Лучше всего изготовить из транслуцентных масс и масс для режущего края Ceramage очень тонкие цветовые образцы. С помощью этих индивидуальных цветовых образцов возможно выбрать соответствующие массы для режущего края и транслуцентные массы. (илл. 20)
  • Если для облицовки в вашем распоряжении есть меньше 1,0 мм (толщина облицовки), вместо дентина используйте только опак-дентин. Для этого выберите, например, цвет эмали на два тона светлее. В случаях как этот в инцизиальной трети на опак дентин следует нанести слой массы Occlusal толщиной около 0,05 мм. (илл. 21) За счет этого к режущему краю создается мягкий переход и одновременно исключается, что просвечивает опак-дентин с более интенсивным цветом. Этот рабочий этап в принципе рекомендуется при нанесении дентина.


Илл. 20
- Очень целесообразно с дидактической и прагматической точки зрения изготовить маленькие, очень тонкие цветовые образцы из транслуцентных масс и масс для режущего края. С их помощью возможно выбрать адекватные массы для режущего края и транслуцентные массы.


Илл. 21
- Если для облицовки в вашем распоряжении имеется менее 1,0 мм, вместо дентина используйте опак-дентин. Однако в этом случае цвет эмали должен быть выбран на два ньанса светлее. Чтобы создать мягкий переход, рекомендуется смягчить инцизиальную треть массой Occlusal.

  • При недостатке места, т.е. менее 1 мм, мы обращаемся к зуботехническому волшебству. Как необходимо реконструировать точный, т.е. соответствующий гарнитурному зубу цвет с помощью композита, если в отличие от 3 до 6 мм для протеза зуба имеется менее чем 1 мм? (илл. 22 – 24) Shofu рекомендует для воспроизведения цвета наносить слои таким образом, чтобы с вестибулярной стороны толщина материала составляла 1,2 мм, на жевательных поверхностях премоляров 1,2 мм и на молярах 1,5 мм.

Другие факторы
Однако, существуют другие факторы, которые следует учитывать. Так, необходимо разобраться с исходной ситуацией для последующего протезирования. Поэтому мы фиксируем состояние:

  1. Сохранились ли еще естественные зубы или протезируется вся челюсть?
  • Если еще сохранились естественные зубы, необходимо привести в соответствие одновременно три фактора. Естественные зубы, облицованные композитом коронки и гарнитурные зубы. Это самый большой вызов для зубного техника. В первую очередь облицовки должны совпадать с имеющимися естественными зубами, затем можно заниматься гарнитурными зубами.
  1. Если статус зубов предусматривает закрытие одного или двух промежутков с помощью гарнитурных зубов, существует две возможности:
  • Позвонить в кабинет врача и попытаться убедить его в том, что работа с задней защитной пластинкой и композитной облицовкой  может быть выполнена намного гармоничнее и красивее, что пациент будет более довольным.
  • Договориться о том, что гарнитурные зубы будут модифицированы и приведены в соответствие с композитной облицовкой. (илл. 25)

 
 
Илл. 22 – 24 При недостатке места, т.е. при наличии менее 1 мм, приходится заниматься волшебством. Но и с этим можно справиться, имея необходимый опыт и зная соответствующие приемы


Илл. – 25  Если ситуация предусматривает закрытие одного или двух промежутков с помощью гарнитурных зубов, существует возможность, переделать слои на гарнитурных зубах в соответствии с композитной облицовкой.



Илл. - 26
Не существует патентного решения на все случаи. Для этого требуются  наше творчество, опыт и гибкость. Иногда во имя гармоничного общего вида лучше отклониться от нанесения А3.


Илл. - 27
  19ю различными транслуцентными массами и модификаторами системы композита Ceramage возможно воспроизвести практически любой цвет зуба. Массы для режущего края, как эмали S 56 и S 61 предназначены для модификации самых различных гарнитурных зубов.

  • Не существует запатентованного решения на все случаи, здесь требуются наши творчество, опыт и гибкость, поскольку общая картина, независимо от облицовки или от гарнитурных зубов должна соответствовать. (илл. 26)

Поэтому для успеха вашей работы важно и целесообразно принимать во внимание вышеуказанные пункты.
Что полезно знать об отдельных массах и наборах масс Ceramage?
Система композита Ceramage включает 19 различных транслуцентных масс и модификаторов. С их помощью возможно воспроизвести практически каждый цвет зуба. Также были дополнены массы для режущего края и цвета эмали S56 и S61, что позволяет выполнять модификацию гарнитурных зубов. (илл. 27)
В таблицах 1 и 2 указаны массы и приведено их короткое описание.
Особенность транслуцентных масс и модификаторов, а также более поздних текучих масс заключается в том, что с их помощью можно добиться воспроизведения соответствующего цвета уже при очень малой толщине слоя.
Таблица 1 Транслуцентные массы


Транслуцентные массы

Сокращение

Наименование

Описание

T

Transluzent

для воспроизведения транслуцентных цветов

HVT

High Value Transluzent

транслуцентная масса с высокой яркостью, при боковом освещении становится голубоватым

LWT

Low Value Transluzent

транслуцентная масса с низкой яркостью

T-Glass

Transluzent Glass

транслуцентная масса с максимальной транслуцентностью

BG

Blue Glass

светлый голубоватый транслуцетный (стекло)

GT

Grau  Transluzent

серый транслуцентный материал

CT

Cervical Transluzent

транспарентная пришеечная масса

CT-A

Cervical Transluzent A

пришеечная масса для группы А, теплый оранжевый тон

CT-B

Cervical Transluzent B

пришеечная масса для группы В, желтоватый тон

CT-R

Cervical Transluzent Root

пришеечная масса для группы R, красноватый тон

Таблица 2 Модификаторы


Модификаторы, расстановка по уровню опаковости (MI – WE – OC)

Сокращение

Наименование

Описание

Ml

Milky

белая опаковая масса для воспроизведения молочных зон в эмали зуба

WE

White Enamel

слегка опаковая паста для краевых выпуклостей на молярах и аппроксимальных поверхностей фронтальных зубов

OC

Occlusal

слегка мутная масса для окклюзионных поверхностей на молярах и для смягчения с инцизиальной трети опаковых и интенсивно окрашенных дентинов

Цветовая группа Amber интенсивнее чем цветовая группа Cervical-Transpa

AM

Amber

для воспроизведения янтарных цветов

AM-Y

Amber Yellow

желтоватый цветовой тон

AM-R

Amber Red

красноватый цветовой тон

AM-V

Amber Violett

фиолетовый цветовой тон

MY

Mamelon Yellow

опаковая желтоватая масса для мамелон

MP

Mamelon Pink

опаковая розово-красная масса для мамелон

MI

Mamelon Ivory

опаковая беловатая масса для мамелон



Илл.- 28
 Система Ceramage включает также текучие композитные массы. Они позволяют без особых усилий менять цвет и после изготовления реставрации. 


Илл.- 29
  Другая возможность влиять на цвет реставрации связана с набором красок Solidex, с их помощью возможно выполнить индивидуальные цветовые характеристики на облицовках или гарнитурных зубах.

7. Как работать с красками?

  • Выбранную краску смешать с небольшим количеством моделировочной жидкости Ceramage, нанести на облицовку и произвести промежуточную полимеризацию. Этим обеспечивается фиксация нанесенных цветовых эффектом.
  • Важно, что нанесенные краски всегда должны быть закрыты слоем композита, поскольку из-за малого содержания наполнителей они не обладают теми же механическими показателями как композит Ceramage.

Другие возможности работы в ходе изготовления и после изготовления реставрации

  1. Какие возможности для коррекции имеются в ходе изготовления и после изготовления облицовки?

Как можно удалить пузырьки, добавить контактную точку или сделать небольшие корректировки?
Возможно ли изменить без больших усилий цвет зуба после изготовления реставрации?

  • Универсальный ответ гласит: ДА. В том числе с помощью текучих композитных масс системы Ceramage. Они обладают высокой степенью текучести и за счет этого может применяться в трудно доступных зонах, таких как элементы мостовидного протеза, интерпроксимальные зоны, при изготовлении инлеев, а также при тонкой корректировке цвета и формы. (илл. 28)
    • Что надо при этом делать?
  • Рабочий процесс очень прост. Необходимо или отшлифовать соответствующую поверхность камнем Dura-Green и обработать в пескоструйном аппарате оксидом алюминия (50 µm).
  • Массами, приведенными в таблице 3, возможно соответственно изменить цвет, добавить контактную точку, скорректировать форму или удалить пузырьки.
  • Шлифовать или обрабатывать в пескоструйном аппарате лучше поверхность несколько большего размера и обработать бондинговой системой CeraResin Bond.

Поверхность, которую необходимо добавить, ни в коем случае нельзя увлажнять моделировочной жидкостью, иначе не произойдет соединения.

 

    • В каких случаях можно применять текучие массы?
  • В принципе с помощью текучих масс при облицовке могут быть нанесены внутренние акценты и характеристики, здесь необходим творческий подход со стороны зубного техника.

В отличие красок Solidex эти массы не должны закрываться слоем композита!

Таблица 3 Текучие массы


Ассортимент текучих масс

Сокращение

Наименование

F-ODA3

Текучий опак-дентин А3

F-A3B

Текучий дентин А3

F-root AB

Текучий дентин root A

F-Br

Текучий коричневый

F-59

Текучая эмаль 59

F-T

Текучая транспарентная масса

F-BT

Текучий транспарентный голубой

F-W

Текучий белый

F-CTA

Текучая транспарентная пришеечная масса, цветовой тон А

Обобщающая мысль относительно масс и наборов
Если использовать этот обширный ассортимент модификаторов, транслуцентных масс, интенсивов и не в последнюю очередь красок, даже очень трудные ситуации больше не создают проблем.

Другие вопросы
9. Почему в основном происходит изменение цвета?

  • Прежде всего, в принципе нельзя утверждать, что светополимеризуемые облицовочные материалы меняют цвет. Как показывает мой опыт, многие причины так называемых изменений цвета связаны с ошибками, допущенными при работе с композитом и его обработке. Конкретно это означает: недостаточная или неправильная обработка поверхности, а также небрежность при полимеризации. Поэтому и в данном случае должно быть обращено внимание на некоторые аспекты.

9.1 Как возникают изменения цвета, связанные с работой с композитом и его обработкой?

  • Одним из аспектов, возможно даже наиболее важным, но и наименее принимаемым во внимание, является светополимеризация. Может быть это связано с тем, что мы имеем большее представление о процессе обжига керамики по сравнению с комплексным процессом полимеризации в полимеризационной камере. Но именно это имеет очень важное значение.
  • Наряду с Solidilite EX для светополимеризации Ceramage  фирма Shofu допускает: UNI-XS Dentacolor и XS фирмы Heraeus Kulzer, LicuLite фирмы Dentsply de Trey, Labolite LV II и LV III фирмы GC Europe, а также Polylux-HDS-400 фирмы Dreve.

При использовании одного из этих приборов важно соблюдать время окончательной полимеризации, указанное в инструкции фирмы Shofu.

  • Особенно важен для полимеризации источник света. Даже если лампа включается и выключается, это не является показателем того, что она работает с необходимой мощностью. Лампы стареют. Если срок эксплуатации лампы превышен, это ведет к появлению зеленоватых изменений цвета композита. Причиной этого являются оставшиеся в композите свободные радикалы на концах цепочки полимеров. При недостаточной подаче энергии (свет) они оказываются не связанными, это означает, что рост цепи недостаточен. Следствием являются последующие реакции и изменения цвета. Поэтому чрезвычайно важно менять лампы в соответствии с данными производителя и проверять мощность прибора.
  • Чтобы добиться требуемой для материала полимеризации необходимо оптимально размещать объекты относительно источников света. Это значит, что объект должен подвергаться полимеризации со всех сторон. Некоторые производители приборов обеспечивают это, устанавливая в полимеризационной камере зеркала или предусматривая вращение подставки.
  • Ни в коем случае нельзя преждевременно прерывать процесс полимеризации.

Если окклюзия или форма шлифовались, поверхность композита часто окрашена артикуляционной краской. Но облицовка еще не готова, в некоторых случаях требуется дополнительное нанесение материала.

9.2 Как можно удалить нанесенную краску? Путем обработки в пароструйном аппарате?

  • На этой фазе еще не завершенную работу ни в коем случае нельзя обрабатывать в пароструйном аппарате, вообще исключается ее контакт с водой. При обработке в пароструйном аппарате еще не отполимеризованная окончательно или шершавая поверхность композита впитывает воду. В результате не обеспечивается прочное соединение между слоями.
  • Если необходима чистка, рекомендуется использовать Ceramage Cleaner или ацетон (диметилкетон). Нанести на ватную палочку и удалить таким образом остатки краски. Чтобы можно было продолжить облицовку, необходимо восстановить дисперсионный слой, используя моделировочную жидкость.

9.3 Проблемы могут возникнуть и при обработке. Поэтому возникает вопрос, какая обработка поверхности рекомендуется?

  • Если выполнялась вестибулярная облицовка с защитной задней пластиной, металлические участки перед облицовкой уже должны быть обязательно отполированы, особенно сплавы, не содержащие драгметаллов.
  • Следует избегать использования грубых или алмазных фрез, поскольку они практически разрывают матрицу пластмассы на поверхности. Полировка может быть очень блестящей, но при рассмотрении при соответствующем увеличении становится очевидным, что поверхность больше не является однородной, что в свою очередь ведет к изменению цвета.
  • Переход от композита к металлу должен завершаться четко, иначе возникнет благоприятная ретенционная поверхность для отложений.
  • Все облицованные поверхности должны быть тщательно отполированы.
  • После полировки рекомендуется почистить работу в течение примерно 5-10 минут в ультразвуковом приборе.
  • При обработке завершенной работы в пароструйном аппарате следует следить за тем, чтобы металлические элементы не перегревались.
  • Для обработки композита Ceramage существует отлично подобранный ассортимент шлифовальных инструментов «Ceramage Finishing & Polishing Kit». (Илл.30) Зернистость вращающихся инструментов соответствует размеру частиц композита. За счет этого становится возможной быстрая и эффективная обработка для получения однородной поверхности. Полировка легко проводится с помощью полировочных паст «Dura-Polish» (предварительная полировка) и  Dura-Polish Dia (полировка до глянцевого блеска). (Илл. 31, 32, 33, 34)

 
Илл.   30. – 32.Причиной изменения цвета композитов может быть неправильная обработка поверхности. С помощью точно подобранного для системы Ceramage ассортимента шлифовальных инструментов «Ceramage Finishing & Polishing Kit», а также полировочных паст « Dura-Polish» (для предварительной полировки) и «Dura-Polish Dia» (для полировки до глянцевого блеска) возможна быстрая, эффективная и однородная обработка.


Илл. 33. – 34. При использовании соответствующих шлифовальных инструментов и средств для полировки получение поверхностей как на правом снимке не является проблемой. На левом снимке под растровым электронным микроскопом поверхность Ceramage, обработанная камнем Dura-Green.

Лист контроля
Чтобы лаборатория была совершенно уверена, что все сделано правильно, предлагается лист контроля:

  • Была ли реставрация правильно, с учетом специфики полимеризационной камеры окончательно отполимеризована, включая базальную сторону?
  • Является ли полировка безупречной?
  • Не истек ли срок годности металлопраймера, опака и облицовочных масс?
  • В порядке ли полимеризационные лампы?

 

 
Изменения цвета, которые могут возникнуть в результате ошибок при применении в кабинете врача
Наряду с ошибками при работе с композитом и его обработке в лаборатории они могут быть допущены и в кабинете врача, что также приводит к изменению цвета.

  1. Как можно определить, каковы причины изменения цвета, в которых лаборатория не виновата?
  • Если из кабинета врача получена информация, что «в облицовках у пациента произошли изменения цвета», необходимо выяснить у врача, не шлифовались ли облицовки в кабинете и не выполнялась ли корректировка.
  • И если это происходило, важно выяснить, отполировал ли врач эти участки до зеркального блеска.

Изменения цвета, которые могут возникнуть в результате неправильного ухода со стороны пациента
Даже если оба названных выше участника изготовления реставрации все сделали правильно, существуют пациенты, на привычки которых мы (кабинет врача и лаборатория) не можем эффективно повлиять. Что можно сделать, чтобы побудить пациента к тщательному уходу за протезом. Недостаточное просвещение, неудовлетворительная гигиена полости рта или «способствующие изменению цвета» привычки могут стать причинами внешнего изменения цвета.

 
Илл. 35 – 36 Если вы уделите время и займетесь композитом и работой с ним, вы увидите, что композит может доставить много удовольствия и быть таким же прекрасным как керамика.

  1. Что конкретно пациент может делать неправильно?
  • Пациент использует абразивную зубную пасту или чистящие таблетки. Облицовки из Ceramage устойчивы к кислотам, но менее устойчивы к щелочам. Однако, в большинстве случаев чистящие таблетки содержат щелочь.
  • Внешние воздействия, как правило, за счет красящих лакомств. Пациент много курит, охотно пьет красное вино, кофе или чай. Но и определенные медикаменты включают красители или красящие компоненты.

Согласно научному исследованию, проведенному в Университете им. Фридриха Шиллера, Йена под руководством д-ра Ангелики Рзанни, красное вино и метиленовый синий вызывают наиболее сильные изменения цвета в представленных на дентальном рынке композитах. Не проявляйте неуверенность, выясните привычки пациента, как он ухаживает за протезом, к каким чистящим средствам он привык или использует. Пациент или врач оценят ваши подсказки и ваш интерес. Проведите беседу с врачом и разъясните ему и его ассистенту, что при дополнительном снятии композита необходимо его затем отполировать. (Это касается, впрочем, и керамических облицовок).Пациент должен быть кроме того информирован, что ему следует избегать абразивных зубных паст и чистящих таблеток. Индекс абразивности каждой представленной на рынке зубной пасты приведен в научном реестре стандартов немецкой стоматологии «DentalVademecum». Для чистки протезов, изготовленных с использованием Ceramage, я рекомендую зубную пасту «Blend a Dent Hygienic». Кроме того, инструкцию по уходу можно бесплатно получить у фирмы Shofu и приложить к готовой работе.


Заключение
Моя задача передать вам в этой статье весь мой опыт, который я собрала при проведении курсов, в процессе применения материала и во время консультаций, а также выводов, которые были сделаны из ошибок, допущенных при работе с композитом и при его обработке. Существует очень много приемов, рекомендаций, которые пылятся в каком-нибудь ящике. Поэтому я буду рада, если какой-либо пункт этой статьи поможет вам в работе. Успеха и удовольствия в работе в композитом!

 




 Файл:

       



Возврат к списку

Авторизация

Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов: